Давайте подумаем, что сегодня может знать о каратэ среднестатистический житель Дагестана? Первое, конечно, несколько имен пришедших на ум из голливудских фильмов. Какой-нибудь Жан-Клод Ван Дамм, например. Второе, название некоторых приемов, услышанных от знакомых, занимавшихся этим видом спорта в глубоком детстве. Что такое «маваси гери» (круговой удар вперед) знают или слышали почти все. Или назовут имя одного мастера (условный Лечи Курбанов). И, собственно, все. Более осведомленные расскажут вам о том, что каратэ  (от японского  空手道 kara’ te – «пустая рука») – это японское боевое искусство защиты и нападения, представляющее из себя систему рукопашного боя, предназначенного для самообороны, в котором  для победы над противником используются акцентированные удары руками и ногами. Рождение термина «каратэ» приписывают  некоему окинавскому мастеру Сакугаве, в XVIII веке изучавшему в Китае шаолиньский стиль ведения боя. Вернувшись в Японию, он основал школу под названием «Каратэ-но Сакугава». Однако большую известность в Японии это боевое искусство получило при Гитине Фунакоси, уже в XIX столетии. Он объяснял этот термин так: «Как полированная поверхность зеркала отражает все, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий каратэ должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на все, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой“». Официально же, термин закрепился в 1935 году, на конференции, собравшей лучших мастеров различных стилей каратэ Окинавы. Чуть позже появилось понятие «До» – означающее «дорогу», путь, жизненную позицию бойца, заключающуюся в постоянном совершенствовании тела и духа.

Каратэ - это искусство совершенствоваться

 

На сегодня каратэ насчитывает 8 главных стилей: Серин-рю (удары наносятся не выше пояса), Исшин-рю  (усовершенствованная техника, допускающая удары в голову), Годзю-рю (техника, разрешающая борьбу в положении лежа, нацелена на физподготовку), Уэши-рю (основа – совершенствование техники «ката» – комплекса приемов), Сетокан (более эстетический, учебный, нежели функциональный стиль), Вадо-рю (первый современный стиль каратэ с высокими стойками, мобильным и активным передвижением), Сито-рю (стиль, объединивший в себе все базовые принципы предыдущих) и Кекусинкай (самый известный стиль в мире, доведенный основателем Масутацу Ояма практически до идеала, усовершенствовав все предыдущие стили). Именно Кекусинкай – первый полноконтактный вид боя в каратэ, сегодня является самым распространенным и в нашей республике.

Каратэ - это искусство совершенствоваться

 

Однако, изучая эффективные приемы стиля, достигая все новых уровней мастерства ведения боя, мало кто задумывается о том, в чем истинное назначение каратэ, и почему оно является боевым искусством, а не просто набором эффективных ударов руками и ногами. Мы попытались получить ответ на этот вопрос у обладателя 6 дана каратэ-кекусинкай, сихана (сихан-мастер с 5-го дана) Арсена Иманалиевича Гаммадова.

Как я пришел в каратэ

Где-то в конце 70-х годов увидел несколько фильмов китайских и японских, и впервые познакомился с этим боевым искусством. А уже в 80-е, я впервые увидел выступление каратистов вживую: выступали в пединституте во дворце спорта выпускники школы «Пять сторон света» Гусейна Магомаева. Увидев выступления ребят, я понял – это мое. До этого, как и многие, я пробовал заниматься борьбой, боксом. Но сделал свой выбор в пользу каратэ. Какие цели я тогда преследовал? В молодости – такие же как у всех – стать сильнее, увереннее, освоить боевое искусство, еще не до конца  понимая, что это, кроме прочего, философия и большой труд. Первые четыре года мир каратэ для меня открывал мой дядя Шамиль Гаммадов. С ним я постигал азы, начал расти как профессионал.

Каратэ – это не просто вид спорта, но прежде всего – искусство

Каратэ – это не просто вид спорта, но прежде всего – искусство

Я стал осознавать это только с годами. Прошло 5-6 лет, пошли различные цветные пояса. Получил, наконец, черный пояс. Здесь и возник вопрос: «А что дальше»? И я стал понимать, что на этом путь воина не заканчивается. Заканчивается спортивная, видимая, механическая часть, и начинается философия каратэ. Сложно выразить двумя словами это ощущение. Оно сродни достижению осанны в йоге. Только там мы имеем медитацию в положении покоя, здесь же – это медитация в движении. Отработка базовых элементов больше не имеет чисто механической наполненности, она превращается в постижение истины, совершенства («Кекусинкай» с японского – «Стремление к высшему совершенству»), постижение глубинного смысла. Но это путь длиною в жизнь, и самосовершенствование не может остановиться в один момент. Я бы представил каратэ в виде пирамиды, в основании которой находится спортивная составляющая, а на вершине философская – сама суть боевого искусства.

Каратэ имеет творческое начало, как музыка или искусство каллиграфии

Каратэ имеет  творческое начало, как музыка или искусство каллиграфии

Как человек, имеющий непосредственное отношение к изобразительному искусству – заканчивал художественно-графический факультет ДГПУ – сказал бы, что каратэ близко именно к художественному творчеству. Однако музыка в каратэ играет не меньшую роль. Ведь недаром основатель Кекусинкай-каратэ, мастер Масутацу Ояма спрашивал новых учеников об их отношении к музыке.  Музыка и искусство каллиграфии стоят в одном ряду и связаны с полным постижением боевого искусства. Поэтому разделять их и сравнивать не совсем корректно. Для мастеров все это одно целое.

Об ответственности наставника и кодексе чести каратиста

 

Об ответственности наставника и кодексе чести каратиста

Я в первую очередь педагог, наставник. И как наставник ощущаю свою ответственность за то, в каком духе воспитываю учеников. Я связываю это с восточными ценностями. Но в Дагестане привить эти ценности очень сложно. Мы все время ищем легкий путь – выиграть бой за 2 минуты. И так по жизни – все сделать как можно быстрее. А нужно будет потерпеть еще две – и это уже проблема, боец не выдерживает. А ведь кекусинкай учит терпению. Практика показывает, что именно терпение, контроль эмоций отличают канонического японского мастера от дагестанских бойцов. И именно это сложнее всего привить – это уже другая ментальность, в этом они сильнее, устойчивее.  Кодекс… Учитель должен жить так, как учит своих подопечных, в любом другом случае наставничество теряет смысл. В кекусинкай-каратэ существует «Клятва Додзе» – это основа основ. На Западе эту часть каратэ просто выбросили, посчитав не самой важной, и превратили боевое искусство в какой-то коммерческий продукт. И весь мир видит каратэ именно таким. В этом главная ошибка. Клятва Додзе и есть тот самый кодекс каратиста.

О клятве Додзе в карате

О клятве Додзе

Само понятие «Додзе» означает «место, где ищется путь». Это тренировочный зал, но не в классическом его понимании. Для воинов каратэ  Додзе  – это храм, в котором  постигается истина.  Здесь своя атмосфера: никто не говорит громко, чаще обращаясь друг к другу жестами, соблюдается четкая иерархия. Я пытаюсь расшифровать своим ученикам смысл этой клятвы, но в первую очередь стараюсь постичь его сам. Недаром клятва заканчивается словами «Всю нашу жизнь мы будем стремиться исполнить истинное предназначение пути Кекусинкай» – она постигается в течение всей жизни человека, но без осознания ее важности нет каратэ. Я стараюсь объяснить это через практику, усердие, труд.

О сложности восприятия в карате

О сложности восприятия

Сложность в восприятии самого главного кроется в том, что каратэ возникло в Японии, и вся его сущность пропитана установками  такого философско-религиозного течения как синтоизм. У дагестанцев другая ментальность, и поэтому приходится адаптировать боевое искусство к дагестанским реалиям, чтобы оно не вступало в противоречие с убеждениями наших людей.

О совершенстве в карате

О совершенстве

Исходя из самого понятия «Кекусин», человек должен стремиться к вершине совершенства. Совершенство подразумевает все аспекты: моральные, этические, эстетические, духовные, бойцовские. Но вершина совершенства – это лишь абсолют, к которому нужно стремиться всю жизнь. Сколько бы мы не тренировались, нам всегда есть куда расти. Потому, охарактеризовать идеал невозможно.  Это можно только почувствовать самому. Путь каратэ не так прост, как может показаться. Он жесткий и трудный. Недаром основатель стиля кекусинкай Ояма Масутацу отмечал, что каратэ – это искусство не для всех.  Осознание этого приходит только с течением времени.

О черном поясе и мастерах каратэ

О черном поясе и мастерах каратэ

Я не могу ответить вам конкретно: «Вот этот человек является для меня примером». Первый для меня – это мой учитель. Тот, кто открыл мне дверь в  каратэ – мой дядя Шамиль Гаммадов. Я уважаю многих наших мастеров, учителей. Есть мой нынешний учитель Сергей Иванович Якунин – президент российского Союза каратэ-кекусинкай.  Но есть и его наставник – сихан Дайго Ойши, непосредственный ученик Масутацу Ояма. И я черпаю новые для себя знания из общения с ними. Конечно, в плане техники, имея сегодня шестой дан,  я вряд ли узнаю что-то необычное. Но сихан Ойши – живая легенда, внутренний ученик Масутацу Ояма, и его опыт бесценен и важен для всех мастеров каратэ. При этом, мастер не должен останавливаться только на своем стиле. Есть еще множество других, из которых всегда можно почерпнуть что-то новое для себя. Черный пояс того или иного стиля – это всего лишь уровень, один из уровней, на котором нельзя останавливаться. Только осознав это, можно начать двигаться к совершенствованию себя как человека, как воина; достичь вершин каратэ как искусства, а не просто вида единоборств.

Поделиться: